При составлении тематического планирования я  предусматриваю здоровьесберегающие компоненты.(Таблица 1). На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, а так же снижении перегрузок учебным материалом и домашними заданиями.

 

Таблица №1

 

Материал по здоровьесбережению на уроках информатики.

№№

Компонент здоровья

Темы

Содержание материала по здоровьесбережению

7 класс

11

Физическое здоровье

Духовно-нравственное здоровье

Экологическое здоровье

Вводный урок

Техника безопасности и поведения в кабинете

Текстовый редактор

Сообщение « Вредные факторы, влияющие на организм человека при работе за ПК» 

Текстовый/табличный редактор

Полезные и вредные продукты

Электронные презентации

Проект «Жизнь без табака»

8 класс

1

 

2

Физическое здоровье

 

Духовно-нравственное здоровье

 

 

 

Экологическое здоровье

Вводный урок

Техника безопасности поведения в кабинете

Практическая работа «Операционная система WINDOWS»

Соблюдение правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ

 

Системы счисления.

Влияние состояния информационных  ресурсов на организм человека

Алгоритмы. Исполнители

Использование подвижных игр, имитирующих задачи

Текстовый процессор

Составление практических заданий по тем « Здоровье и компьютер»

 

Информационное моделирование

Моделирование реальных объектов с помощью КП

Моделирование в графическом процессоре

Компьютерные рисунки на тему здоровья, экологическую тему

Моделирование в программе POWER POINT

Составление  проектов социальнозначимых

9 класс

3

Физическое здоровье

 

Духовно-нравственное здоровье

 

Экологическое здоровье

Информационное взаимодействие

 

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

 

. Компьютерные технологии представления информации

Влияние компьютерных технологий на физическое здоровье человека

Информационные технологии

Разработка тестов, анкет, их обработка

( тема может быть выбрана соответственно со здоровьесберегающими технологиями)

Информационные системы

Системное мышление , позволяющее выделять в окружающем мире системы, адекватные поставленной задаче

Реляционные базы данных

Разработка информационной системы для хранения данных о состоянии здоровья класса

Проектирование баз данных.

Построение  моделей различных объектов: систем экологического состояния нашего края, параметров физического состояния школьников

10 класс

 

 

Информационная технология работы с объектами текстового документа

Сферы использования текстовых документов, их роль в жизни людей

Информационная технология работы с объектами в виде презентаций.

Создание учебного комплекса

 « Компьютер и здоровье школьников».

Информационная технология разработки проекта.

Социальные проекты « Жизнь без сигарет».

11 класс

3

Физическое здоровье

 

Духовно-нравственное здоровье

 

Экологическое здоровье

Основы программирования.

Составление задач, связанных  с выбором действий в зависимости от условий поставленных задач (здоровье, экологические, интегрированные)

Основы социальной информатики

Нравственные аспекты применения информационных технологий

Оформление текстовой веб-страницы.

Тема страницы: Действие INTERNET на развитие  человека

Для мониторинга здровьесберегающего обучения удобно использовать гигиенические критерии  рациональной организации урока, которые я учитываю при планировании и проведении уроков (Таблица 2).

 

Таблица 2.

 

Гигиенические критерии рациональной организации урока

80% - оптимальный уровень;       до 65% - допустимый уровень.

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Рациональный

3 балла

Недостаточно рациональный

2 балла

Нерациональный

1 балл

1

Плотность урока

Не менее 60%

И не более 70%

85-90%

Более 90%

2

Количество видов учебной деятельности

4 - 7

2 - 3

1 - 2

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин.

11 – 15 мин.

Более 15 мин.

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7 – 10 мин.

Смена через 11 – 15 мин.

Смена через 15 – 20 мин.

5

Количество видов преподавания

Не менее 3-х

2

1

6

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10 – 15 мин.

Через 15 – 20 мин

Не чередуются

7

Наличие эмоциональных разрядок (количество)

2 - 3

1

нет

8

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

9

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы.

Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду деятельности. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

Частые несоответствия позы виду деятельности. Поза не контролируется учителем.

10

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

На 20-35 мин урока по 1 мин из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого

1 физ.минутка с неправильным содержанием или по продолжительности

Отсутствует

11

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций

Преобладают отрицательные эмоции

12

Момент наступления утомления учащихся

Не ранее 40 мин.

Не ранее 35-37 мин

До 30 мин.

      В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь! Берегите себя и своих учеников!

 

Здоровьесберегающие упражнения