При составлении тематического планирования я предусматриваю здоровьесберегающие компоненты.(Таблица 1). На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, планируются вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни, а так же снижении перегрузок учебным материалом и домашними заданиями.
Таблица №1
Материал по здоровьесбережению на уроках информатики.
№№ |
Компонент здоровья |
Темы |
Содержание материала по здоровьесбережению |
7 класс |
|||
11 |
Физическое здоровье Духовно-нравственное здоровье Экологическое здоровье |
Вводный урок |
Техника безопасности и поведения в кабинете |
Текстовый редактор |
Сообщение « Вредные факторы, влияющие на организм человека при работе за ПК» |
||
Текстовый/табличный редактор |
Полезные и вредные продукты |
||
Электронные презентации |
Проект «Жизнь без табака» |
||
8 класс |
|||
1
2 |
Физическое здоровье
Духовно-нравственное здоровье
Экологическое здоровье |
Вводный урок |
Техника безопасности поведения в кабинете |
Практическая работа «Операционная система WINDOWS» |
Соблюдение правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ
|
||
Системы счисления. |
Влияние состояния информационных ресурсов на организм человека |
||
Алгоритмы. Исполнители |
Использование подвижных игр, имитирующих задачи |
||
Текстовый процессор |
Составление практических заданий по тем « Здоровье и компьютер» |
||
|
Информационное моделирование |
Моделирование реальных объектов с помощью КП |
|
Моделирование в графическом процессоре |
Компьютерные рисунки на тему здоровья, экологическую тему |
||
Моделирование в программе POWER POINT |
Составление проектов социальнозначимых |
||
9 класс |
|||
3 |
Физическое здоровье
Духовно-нравственное здоровье
Экологическое здоровье |
Информационное взаимодействие |
|
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов |
|
||
. Компьютерные технологии представления информации |
Влияние компьютерных технологий на физическое здоровье человека |
||
Информационные технологии |
Разработка тестов, анкет, их обработка ( тема может быть выбрана соответственно со здоровьесберегающими технологиями) |
||
Информационные системы |
Системное мышление , позволяющее выделять в окружающем мире системы, адекватные поставленной задаче |
||
Реляционные базы данных |
Разработка информационной системы для хранения данных о состоянии здоровья класса |
||
Проектирование баз данных. |
Построение моделей различных объектов: систем экологического состояния нашего края, параметров физического состояния школьников |
||
10 класс |
|||
|
|
Информационная технология работы с объектами текстового документа |
Сферы использования текстовых документов, их роль в жизни людей |
Информационная технология работы с объектами в виде презентаций. |
Создание учебного комплекса « Компьютер и здоровье школьников». |
||
Информационная технология разработки проекта. |
Социальные проекты « Жизнь без сигарет». |
||
11 класс |
|||
3 |
Физическое здоровье
Духовно-нравственное здоровье
Экологическое здоровье |
Основы программирования. |
Составление задач, связанных с выбором действий в зависимости от условий поставленных задач (здоровье, экологические, интегрированные) |
Основы социальной информатики |
Нравственные аспекты применения информационных технологий |
||
Оформление текстовой веб-страницы. |
Тема страницы: Действие INTERNET на развитие человека |
Для мониторинга здровьесберегающего обучения удобно использовать гигиенические критерии рациональной организации урока, которые я учитываю при планировании и проведении уроков (Таблица 2).
Таблица 2.
Гигиенические критерии рациональной организации урока
80% - оптимальный уровень; до 65% - допустимый уровень.
№ |
Факторы урока |
Уровни гигиенической рациональности урока |
||
Рациональный 3 балла |
Недостаточно рациональный 2 балла |
Нерациональный 1 балл |
||
1 |
Плотность урока |
Не менее 60% И не более 70% |
85-90% |
Более 90% |
2 |
Количество видов учебной деятельности |
4 - 7 |
2 - 3 |
1 - 2 |
3 |
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности |
Не более 10 мин. |
11 – 15 мин. |
Более 15 мин. |
4 |
Частота чередования различных видов учебной деятельности |
Смена не позже чем через 7 – 10 мин. |
Смена через 11 – 15 мин. |
Смена через 15 – 20 мин. |
5 |
Количество видов преподавания |
Не менее 3-х |
2 |
1 |
6 |
Чередование видов преподавания |
Не позже чем через 10 – 15 мин. |
Через 15 – 20 мин |
Не чередуются |
7 |
Наличие эмоциональных разрядок (количество) |
2 - 3 |
1 |
нет |
8 |
Место и длительность применения ТСО |
В соответствии с гигиеническими нормами |
С частичным соблюдением гигиенических норм |
В произвольной форме |
9 |
Чередование позы |
Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся |
Имеются случаи несоответствия позы виду деятельности. Учитель иногда контролирует посадку учащихся |
Частые несоответствия позы виду деятельности. Поза не контролируется учителем. |
10 |
Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток |
На 20-35 мин урока по 1 мин из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого |
1 физ.минутка с неправильным содержанием или по продолжительности |
Отсутствует |
11 |
Психологический климат |
Преобладают положительные эмоции |
Имеются случаи отрицательных эмоций |
Преобладают отрицательные эмоции |
12 |
Момент наступления утомления учащихся |
Не ранее 40 мин. |
Не ранее 35-37 мин |
До 30 мин. |
В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь! Берегите себя и своих учеников!